Дополнительная общеобразовательная программа
«Подготовка к школе по математике»

Программа социально – гуманитарной направленности

Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет
Трудоемкость программы: 32 часа.
Форма обучения: дистанционная
Уровень сложности: стартовый
Срок реализации: 16 недель

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Подготовка к школе по математике» направлена на формирование и развитие познавательного интереса ребенка к математике через его ознакомление с различными областями математической действительности, разработана для детей в возрасте от 5 до 7 лет, приступающих к изучению математики.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для скорейшей адаптации ребёнка к самому учебному процессу. Программа ставит основной задачей пошаговое освоение материала с использованием рисования, лепки и большого количества практических упражнений.

Цель обучения — это формирование умственных математических способностей с целью применения их в жизни для решения вычислительных примеров и задач, а также умение мыслить и логически рассуждать. Успешное освоение программы облегчит адаптацию детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям, подготовит дошкольников к систематическому обучению в школе.

Основными задачами при реализации данной программы являются:

  • знакомство с базовыми математическими понятиями;
  • развитие математических представлений и логики;
  • развитие математических представлений о числах и цифрах;
  • знакомство с математическими знаками;
  • развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
  • ориентация в пространстве;
  • знакомство с геометрическими фигурами;
  • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
  • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).

Актуальность данной программы обусловлена растущим социальным запросом родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка является приоритетной для успешного обучения в школе и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Новизна программы состоит в акценте на упражнениях, связанных с лепкой и рисунками. Это позволяет получить максимальную наглядность и подключать к процессу обучения моторное развитие, что, в свою очередь, развивает и повышает физический и интеллектуальный уровень ребёнка.

Ожидаемые результаты после реализации программы:

  • ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
  • уметь составлять и решать арифметические задачи;
  • уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
  • уметь работать с составом числа;
  • уметь различать фигуры;
  • ориентироваться в тетради.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование.

Срок реализации программы – четыре месяца (период с октября по январь включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 1 академическому часу. Продолжительность академического часа 20 минут. Занятия проходят 2 раза в неделю.

Форма обучения заочная, исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (онлайн обучения) при непосредственном участии в видеоконференции обучающегося/обучающихся и педагога, что позволяет максимально вовлекать обучающихся в активную работу на занятии.

Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями)
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

 

Календарный учебный график

Месяц Всего учебных недель Количество ак. часов (1 ак. час — 20 минут) Режим занятий
Месяц 1 4 8 2 раза в неделю по 1 ак. ч. в день
Месяц 2 4 8 2 раза в неделю по 1 ак. ч. в день
Месяц 3 4 8 2 раза в неделю по 1 ак. ч. в день
Месяц 4 4 8 2 раза в неделю по 1 ак. ч. в день

Целью программы является развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей учащихся, что позволит им в будущем успешно адаптироваться к новым образовательным условиям в школе.

Задачи:

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

  • применение полученной информации и навыков в повседневной жизни.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие мышления и речи учащихся;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
  • развитие произвольности психических процессов;
  • развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
  • развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий;
  • развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму;
  • формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы;
  • развитие мотивации учения;
  • развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • развитие умения слушать.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: умение вести диалог, сформированная мотивация к познанию, умение работать самостоятельно.

Предметные: продолжать заданную закономерность; выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством; показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; сравнивать предметы по размерам, по длине, используя практические способы; называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 20; сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»; пересчитывать элементы данного конечного множества; читать любое число от 1 до 20; называть и различать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треу­гольник.

Метапредметные: Сформированные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

 

Учебный план


п/п
Тема Всего ак. часов
(1 ак. час — 20 минут)
В том числе Форма контроля
Теория Практика
1 Вводное занятие.
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
1 0,5 0,5 Текущий контроль
2 Сравнение групп предметов. 1 0,5 0,5 Текущий контроль
3 Число и цифра 1. Точка. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
4 Число и цифра 2. Решение задач в пределах 2. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
5 Линия. Решение задач в пределах 2. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
6 Число и цифра 3. Решение задач в пределах 3. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
7 Прямая линия. Решение задач в пределах 3. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
8 Число и цифра 4. Решение задач в пределах 4. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
9 Ломаная линия. Решение задач в пределах 4. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
10 Число и цифра 5. Решение задач в пределах 5. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
11 Знаки “>”, “<” и “=”. Кривая линия. Решение задач в пределах 5. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
12 Число и цифра 6. Решение задач в пределах 6. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
13 Пространственные
отношения: слева/справа, на/под, за/перед. Угол. Решение задач в пределах 6.
1 0,25 0,75 Текущий контроль
14 Число и цифра 7. Решение задач в пределах 7. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
15 Сравнение двух предметов: длинный/короткий, высокий/низкий, тонкий/толстый, широкий/узкий. Замкнутая и незамкнутая линия. Решение задач в пределах 7. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
16 Число и цифра 8. Решение задач в пределах 8. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
17 Отрезок. Решение задач в пределах 8. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
18 Число и цифра 9. Решение задач в пределах 9. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
19 Треугольник. Решение задач в пределах 9. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
20 Число 10. Решение задач в пределах 10. Обратный счет от 10 до 0. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
21 Квадрат. Решение задач в пределах 10. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
22 Число 11. Пространственные отношения: вправо/влево, вверх/вниз. Решение задач в пределах 11. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
23 Число 12. Круг. Решение задач в пределах 12. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
24 Число 13. Прямой угол. Прямоугольник. Решение задач в пределах 13. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
25 Число 14. Овал. Решение задач в пределах 14. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
26 Число 15. Общее представление о фигуре. Решение задач в пределах 15. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
27 Число 16. Пятиугольник. Решение задач в пределах 16. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
28 Число 17. Шестиугольник. Решение задач в пределах 17. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
29 Число 18. Объемные фигуры. Длина, ширина, высота фигуры. Кую, цилиндр и конус.  Решение задач в пределах 18. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
30 Число 19. Объемные фигуры. Решение задач в пределах 19. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
31 Число 20. Часть и целое. Половина. Четверть. Решение задач в пределах 20. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
32 Повторение числе от 1 до 20. Решение задач в пределах 20. 1 0,25 0,75 Текущий контроль
  Итого: 32 8,5 23,5  

Условия реализации программы

Занятия проводятся индивидуально или группами в формате онлайн. Специального отбора в группы не проводится.

Формы организации деятельности на занятии: фронтальная.

Обучающемуся потребуются: компьютер/ноутбук; компьютерная мышь (если она не входит в базовую комплектацию); веб-камера (если она не входит в базовую комплектацию); микрофон (если он не входит в базовую комплектацию); тетрадь в клетку.

 

Содержание программы

На каждом занятии применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, игры на развитие внимания, памяти); карточки с цифрами и фигурами; индивидуальные разрезные наборы цифр; предметные картинки для составления задач; тетради в клетку; рабочие листы — прописи цифр.


п/п
Название раздела Описание
1 Общие понятия. Числа и операции над ними. Обучающиеся знакомятся с порядком проведения занятий, возможностями обучающей платформы, получают инструкции по использованию онлайн платформы.
Обучающиеся получают математическое представление о числах и цифрах (от 1 до 4). Развивают навыки работы с фигурами (точка, линия, прямая линия, ломаная линия) и интерес к окружающему миру математического содержания. Учатся решать простые математические примеры.
2 Математические знаки. Пространственные отношения. Сравнение предметов. Обучающиеся изучают цифры от 5 до 8, знакомятся с математическими знаками (“+”, “-”, “=”, “>” , “<”). Развивают навыки работы с фигурами (кривая линия, угол, замкнутая и незамкнутая линия) и интерес к окружающему миру математического содержания. Получают представление о пространственных отношениях (слева/справа, на/под, за/перед)  и учатся сравнивать предметы (длинный/короткий, высокий/низкий, тонкий/толстый, широкий/узкий). Учатся решать простые математические примеры.
3 Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Обучающиеся изучают цифры и числа от 9 до 13. Развивают навыки работы с фигурами (отрезок, треугольник, квадрат, круг, прямой угол, прямоугольник). Изучают пространственные отношения: вправо/влево, вверх/вниз.
4 Объёмные геометрические фигуры. Часть и целое. Обучающиеся изучают числа от 14 до 20, учатся решать логические задачи на развитие логики и способность находить сходства и различия. Изучают объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр).

Календарно-тематический план


п/п
Название раздела Содержание Кол-во занятий Неделя обучения
Теория Практика
или тест
1 Общие понятия. Числа и операции над ними. Обучающиеся знакомятся с порядком проведения занятий, возможностями обучающей платформы, получают инструкции по использованию онлайн платформы.
Обучающиеся получают математическое представление о числах и цифрах (от 1 до 4). Развивают навыки работы с фигурами (точка, линия, прямая линия, ломаная линия) и интерес к окружающему миру математического содержания. Учатся решать простые математические примеры.
2,5 5,5 1-4
2 Математические знаки. Пространственные отношения. Сравнение предметов. Обучающиеся изучают цифры от 5 до 8, знакомятся с математическими знаками (“+”, “-”, “=”, “>” , “<”). Развивают навыки работы с фигурами (кривая линия, угол, замкнутая и незамкнутая линия) и интерес к окружающему миру математического содержания. Получают представление о пространственных отношениях (слева/справа, на/под, за/перед)  и учатся сравнивать предметы (длинный/короткий, высокий/низкий, тонкий/толстый, широкий/узкий). Учатся решать простые математические примеры. 2 6 5-8
3 Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Обучающиеся изучают цифры и числа от 9 до 13. Развивают навыки работы с фигурами (отрезок, треугольник, квадрат, круг, прямой угол, прямоугольник). Изучают пространственные отношения: вправо/влево, вверх/вниз. 2 6 9-12
4 Объёмные геометрические фигуры. Часть и целое. Обучающиеся изучают числа от 14 до 20, учатся решать логические задачи на развитие логики и способность находить сходства и различия. Изучают объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр). 2 6 13-16
  Итого часов 32  академических часа 8,5 23,5  

 

Формы аттестации и оценочные материалы

Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:

На начальном этапе обучения закладывается интерес к математике, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.

Контроль на данном этапе проводится в форме текущего контроля.

Способами определения результативности программы является диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения.

Обучающихся нужно хвалить и подбадривать, и, если необходимо, помочь им найти правильные ответы. У детей не должно возникнуть ощущение, что их усилия были напрасны. Каждое занятие проводится с максимальным вовлечением учащегося в обучающий процесс и анализа педагогом его ответов. 

 

Методические материалы

  1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уроки математики для дошкольников. 5 лет. – М.: АСТ, 2012. — 80 с. — ISBN 978-5-271-38318-2.
  2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.: Игралочка — ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Ступень 4 (1). ФГОС ДО. – М.: Просвещение / Бином, 2022. — 80 с. — ISBN: 978-5-09-079894-5
  3. Занимательная геометрия. Подготовительная группа / авт.-сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
  4. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
  5. Ольга Ханина: Математика. Логика: для дошкольников. – М.: Феникс-Премьер, 2012 г., — 48 с. — ISBN: 978-5-222-19633-5.

 

Рабочая программа образовательной программы

При обучении ставятся следующие задачи:

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

  • применение полученной информации и навыков в повседневной жизни.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие мышления и речи учащихся;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
  • развитие произвольности психических процессов;
  • развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
  • развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий;
  • развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму;
  • формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы;
  • развитие мотивации учения;
  • развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • развитие умения слушать.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: умение вести диалог, сформированная мотивация к познанию, умение работать самостоятельно.

Предметные: продолжать заданную закономерность; выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством; показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; сравнивать предметы по размерам, по длине, используя практические способы; называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 20; сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»; пересчитывать элементы данного конечного множества; читать любое число от 1 до 20; называть и различать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треу­гольник.

Метапредметные: Сформированные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

 
Календарно-тематический план


п/п
Название раздела Кол-во занятий Неделя обучения
Теория Практика
или тест
1 Общие понятия. Числа и операции над ними. 2,5 5,5 1-4
2 Математические знаки. Пространственные отношения. Сравнение предметов. 2 6 5-8
3 Пространственные отношения. Геометрические фигуры. 2 6 9-12
4 Объёмные геометрические фигуры. Часть и целое. 2 6 13-16
  Итого часов 8,5 23,5  

pdf

Наша программа

call
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЕЛЕНЫ АСТАФЬЕВОЙ
Тел. +7 987 154-8962 call