Программа социально – гуманитарной направленности
Трудоемкость программы: 32 часа.
Форма обучения: дистанционная
Уровень сложности: стартовый
Срок реализации: 16 недель
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Подготовка к школе по математике» направлена на формирование и развитие познавательного интереса ребенка к математике через его ознакомление с различными областями математической действительности, разработана для детей в возрасте от 5 до 7 лет, приступающих к изучению математики.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для скорейшей адаптации ребёнка к самому учебному процессу. Программа ставит основной задачей пошаговое освоение материала с использованием рисования, лепки и большого количества практических упражнений.
Цель обучения — это формирование умственных математических способностей с целью применения их в жизни для решения вычислительных примеров и задач, а также умение мыслить и логически рассуждать. Успешное освоение программы облегчит адаптацию детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям, подготовит дошкольников к систематическому обучению в школе.
Основными задачами при реализации данной программы являются:
- знакомство с базовыми математическими понятиями;
- развитие математических представлений и логики;
- развитие математических представлений о числах и цифрах;
- знакомство с математическими знаками;
- развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
- ориентация в пространстве;
- знакомство с геометрическими фигурами;
- развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
- подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).
Актуальность данной программы обусловлена растущим социальным запросом родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка является приоритетной для успешного обучения в школе и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Новизна программы состоит в акценте на упражнениях, связанных с лепкой и рисунками. Это позволяет получить максимальную наглядность и подключать к процессу обучения моторное развитие, что, в свою очередь, развивает и повышает физический и интеллектуальный уровень ребёнка.
Ожидаемые результаты после реализации программы:
- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- уметь работать с составом числа;
- уметь различать фигуры;
- ориентироваться в тетради.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование.
Срок реализации программы – четыре месяца (период с октября по январь включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 1 академическому часу. Продолжительность академического часа 20 минут. Занятия проходят 2 раза в неделю.
Форма обучения заочная, исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (онлайн обучения) при непосредственном участии в видеоконференции обучающегося/обучающихся и педагога, что позволяет максимально вовлекать обучающихся в активную работу на занятии.
Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями)
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
Календарный учебный график
Месяц | Всего учебных недель | Количество ак. часов (1 ак. час — 20 минут) | Режим занятий |
Месяц 1 | 4 | 8 | 2 раза в неделю по 1 ак. ч. в день |
Месяц 2 | 4 | 8 | 2 раза в неделю по 1 ак. ч. в день |
Месяц 3 | 4 | 8 | 2 раза в неделю по 1 ак. ч. в день |
Месяц 4 | 4 | 8 | 2 раза в неделю по 1 ак. ч. в день |
Целью программы является развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей учащихся, что позволит им в будущем успешно адаптироваться к новым образовательным условиям в школе.
Задачи:
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
- применение полученной информации и навыков в повседневной жизни.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие мышления и речи учащихся;
- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
- развитие произвольности психических процессов;
- развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
- развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий;
- развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму;
- формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы;
- развитие мотивации учения;
- развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- развитие умения слушать.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: умение вести диалог, сформированная мотивация к познанию, умение работать самостоятельно.
Предметные: продолжать заданную закономерность; выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством; показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; сравнивать предметы по размерам, по длине, используя практические способы; называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 20; сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»; пересчитывать элементы данного конечного множества; читать любое число от 1 до 20; называть и различать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник.
Метапредметные: Сформированные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Учебный план
№ п/п |
Тема | Всего ак. часов (1 ак. час — 20 минут) |
В том числе | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. |
1 | 0,5 | 0,5 | Текущий контроль |
2 | Сравнение групп предметов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий контроль |
3 | Число и цифра 1. Точка. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
4 | Число и цифра 2. Решение задач в пределах 2. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
5 | Линия. Решение задач в пределах 2. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
6 | Число и цифра 3. Решение задач в пределах 3. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
7 | Прямая линия. Решение задач в пределах 3. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
8 | Число и цифра 4. Решение задач в пределах 4. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
9 | Ломаная линия. Решение задач в пределах 4. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
10 | Число и цифра 5. Решение задач в пределах 5. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
11 | Знаки “>”, “<” и “=”. Кривая линия. Решение задач в пределах 5. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
12 | Число и цифра 6. Решение задач в пределах 6. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
13 | Пространственные отношения: слева/справа, на/под, за/перед. Угол. Решение задач в пределах 6. |
1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
14 | Число и цифра 7. Решение задач в пределах 7. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
15 | Сравнение двух предметов: длинный/короткий, высокий/низкий, тонкий/толстый, широкий/узкий. Замкнутая и незамкнутая линия. Решение задач в пределах 7. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
16 | Число и цифра 8. Решение задач в пределах 8. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
17 | Отрезок. Решение задач в пределах 8. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
18 | Число и цифра 9. Решение задач в пределах 9. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
19 | Треугольник. Решение задач в пределах 9. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
20 | Число 10. Решение задач в пределах 10. Обратный счет от 10 до 0. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
21 | Квадрат. Решение задач в пределах 10. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
22 | Число 11. Пространственные отношения: вправо/влево, вверх/вниз. Решение задач в пределах 11. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
23 | Число 12. Круг. Решение задач в пределах 12. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
24 | Число 13. Прямой угол. Прямоугольник. Решение задач в пределах 13. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
25 | Число 14. Овал. Решение задач в пределах 14. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
26 | Число 15. Общее представление о фигуре. Решение задач в пределах 15. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
27 | Число 16. Пятиугольник. Решение задач в пределах 16. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
28 | Число 17. Шестиугольник. Решение задач в пределах 17. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
29 | Число 18. Объемные фигуры. Длина, ширина, высота фигуры. Кую, цилиндр и конус. Решение задач в пределах 18. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
30 | Число 19. Объемные фигуры. Решение задач в пределах 19. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
31 | Число 20. Часть и целое. Половина. Четверть. Решение задач в пределах 20. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
32 | Повторение числе от 1 до 20. Решение задач в пределах 20. | 1 | 0,25 | 0,75 | Текущий контроль |
Итого: | 32 | 8,5 | 23,5 |
Условия реализации программы
Занятия проводятся индивидуально или группами в формате онлайн. Специального отбора в группы не проводится.
Формы организации деятельности на занятии: фронтальная.
Обучающемуся потребуются: компьютер/ноутбук; компьютерная мышь (если она не входит в базовую комплектацию); веб-камера (если она не входит в базовую комплектацию); микрофон (если он не входит в базовую комплектацию); тетрадь в клетку.
Содержание программы
На каждом занятии применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, игры на развитие внимания, памяти); карточки с цифрами и фигурами; индивидуальные разрезные наборы цифр; предметные картинки для составления задач; тетради в клетку; рабочие листы — прописи цифр.
№ п/п |
Название раздела | Описание |
1 | Общие понятия. Числа и операции над ними. | Обучающиеся знакомятся с порядком проведения занятий, возможностями обучающей платформы, получают инструкции по использованию онлайн платформы. Обучающиеся получают математическое представление о числах и цифрах (от 1 до 4). Развивают навыки работы с фигурами (точка, линия, прямая линия, ломаная линия) и интерес к окружающему миру математического содержания. Учатся решать простые математические примеры. |
2 | Математические знаки. Пространственные отношения. Сравнение предметов. | Обучающиеся изучают цифры от 5 до 8, знакомятся с математическими знаками (“+”, “-”, “=”, “>” , “<”). Развивают навыки работы с фигурами (кривая линия, угол, замкнутая и незамкнутая линия) и интерес к окружающему миру математического содержания. Получают представление о пространственных отношениях (слева/справа, на/под, за/перед) и учатся сравнивать предметы (длинный/короткий, высокий/низкий, тонкий/толстый, широкий/узкий). Учатся решать простые математические примеры. |
3 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | Обучающиеся изучают цифры и числа от 9 до 13. Развивают навыки работы с фигурами (отрезок, треугольник, квадрат, круг, прямой угол, прямоугольник). Изучают пространственные отношения: вправо/влево, вверх/вниз. |
4 | Объёмные геометрические фигуры. Часть и целое. | Обучающиеся изучают числа от 14 до 20, учатся решать логические задачи на развитие логики и способность находить сходства и различия. Изучают объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр). |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Название раздела | Содержание | Кол-во занятий | Неделя обучения | |
Теория | Практика или тест |
||||
1 | Общие понятия. Числа и операции над ними. | Обучающиеся знакомятся с порядком проведения занятий, возможностями обучающей платформы, получают инструкции по использованию онлайн платформы. Обучающиеся получают математическое представление о числах и цифрах (от 1 до 4). Развивают навыки работы с фигурами (точка, линия, прямая линия, ломаная линия) и интерес к окружающему миру математического содержания. Учатся решать простые математические примеры. |
2,5 | 5,5 | 1-4 |
2 | Математические знаки. Пространственные отношения. Сравнение предметов. | Обучающиеся изучают цифры от 5 до 8, знакомятся с математическими знаками (“+”, “-”, “=”, “>” , “<”). Развивают навыки работы с фигурами (кривая линия, угол, замкнутая и незамкнутая линия) и интерес к окружающему миру математического содержания. Получают представление о пространственных отношениях (слева/справа, на/под, за/перед) и учатся сравнивать предметы (длинный/короткий, высокий/низкий, тонкий/толстый, широкий/узкий). Учатся решать простые математические примеры. | 2 | 6 | 5-8 |
3 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | Обучающиеся изучают цифры и числа от 9 до 13. Развивают навыки работы с фигурами (отрезок, треугольник, квадрат, круг, прямой угол, прямоугольник). Изучают пространственные отношения: вправо/влево, вверх/вниз. | 2 | 6 | 9-12 |
4 | Объёмные геометрические фигуры. Часть и целое. | Обучающиеся изучают числа от 14 до 20, учатся решать логические задачи на развитие логики и способность находить сходства и различия. Изучают объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр). | 2 | 6 | 13-16 |
Итого часов | 32 академических часа | 8,5 | 23,5 |
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
На начальном этапе обучения закладывается интерес к математике, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в форме текущего контроля.
Способами определения результативности программы является диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения.
Обучающихся нужно хвалить и подбадривать, и, если необходимо, помочь им найти правильные ответы. У детей не должно возникнуть ощущение, что их усилия были напрасны. Каждое занятие проводится с максимальным вовлечением учащегося в обучающий процесс и анализа педагогом его ответов.
Методические материалы
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уроки математики для дошкольников. 5 лет. – М.: АСТ, 2012. — 80 с. — ISBN 978-5-271-38318-2.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.: Игралочка — ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Ступень 4 (1). ФГОС ДО. – М.: Просвещение / Бином, 2022. — 80 с. — ISBN: 978-5-09-079894-5
- Занимательная геометрия. Подготовительная группа / авт.-сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
- Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
- Ольга Ханина: Математика. Логика: для дошкольников. – М.: Феникс-Премьер, 2012 г., — 48 с. — ISBN: 978-5-222-19633-5.
Рабочая программа образовательной программы
При обучении ставятся следующие задачи:
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
- применение полученной информации и навыков в повседневной жизни.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие мышления и речи учащихся;
- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
- развитие произвольности психических процессов;
- развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
- развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий;
- развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму;
- формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы;
- развитие мотивации учения;
- развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- развитие умения слушать.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: умение вести диалог, сформированная мотивация к познанию, умение работать самостоятельно.
Предметные: продолжать заданную закономерность; выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством; показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; сравнивать предметы по размерам, по длине, используя практические способы; называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 20; сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»; пересчитывать элементы данного конечного множества; читать любое число от 1 до 20; называть и различать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник.
Метапредметные: Сформированные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Календарно-тематический план
№ п/п |
Название раздела | Кол-во занятий | Неделя обучения | |
Теория | Практика или тест |
|||
1 | Общие понятия. Числа и операции над ними. | 2,5 | 5,5 | 1-4 |
2 | Математические знаки. Пространственные отношения. Сравнение предметов. | 2 | 6 | 5-8 |
3 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | 2 | 6 | 9-12 |
4 | Объёмные геометрические фигуры. Часть и целое. | 2 | 6 | 13-16 |
Итого часов | 8,5 | 23,5 |